Поиск

Правила землепользования и застройки муниципального образования

Правила землепользования и застройки муниципального образования представляют собой документ о территориальном зонировании территории субъекта РФ. Документ может быть принят только уполномоченными органами региона с условием проведения публичных слушаний по проекту. Об особенностях правил землепользования и застройки муниципального образования узнаете из статьи далее.

Земли общего пользования в населенных пунктах

Правила землепользования и застройки муниципального образованияПод землями общего пользования Градостроительный кодекс понимает территории, которыми вправе пользоваться без ограничений все лица:

  • парки;
  • скверы;
  • водоемы;
  • сады;
  • бульвары и т. д.

На землях, которые находятся в общем пользовании, объекты, принадлежащие гражданам и организациям, могут располагаться только на правах аренды. При этом владельцы зданий и сооружений должны следить за чистотой и порядком на арендованной территории.

Примечание: законодатель установил, что действие градостроительного регламента не должно распространяться на эти земли, поэтому в план застройки такие территории не включаются.



Особенности правил землепользования и застройки муниципального образования

Вопрос о существовании правил землепользования и застройки поднимается в главе 4 Градостроительного кодекса РФ. Несмотря на то что кодекс определяет компетенцию органов власти, связанную с разработкой данного документа, именно в этой главе раскрывается предназначение правил.

Согласно ей, они необходимы, чтобы:

  • создать условия для планирования территории региона;
  • обеспечить права граждан и организаций, в том числе владельцев и пользователей земельных наделов;
  • создать условия для привлечения инвестиций в бюджет субъекта (инвесторы вправе выбрать нужный участок и определиться с тем, какой вид разрешенного использования необходим);
  • организовать обстановку для развития территории субъекта.

Внимание: хотя законодатель относит разработку и принятие правил к компетенции уполномоченных органов субъекта РФ, он все же устанавливает общую для всех регионов структуру документа, включающую 3 раздела:

1. Порядок применения документа и внесения в него изменения. Этот раздел включает в себя:

  • вопросы компетенции уполномоченных органов;
  • порядок внесения изменений в документ;
  • вопросы трансформации видов разрешенного использования участка;
  • порядок проведения публичных слушаний.

2. Карту градостроительного зонирования. Здесь определяются границы территориальных зон. При этом соответствующие участки должны принадлежать одной зоне. Формировать один общий надел из нескольких участков, которые расположены в разных зонах, не разрешается.
3. Градостроительный регламент. Этот раздел включает в себя:

  • вид разрешенного использования надела;
  • ограничения в отношении участков;
  • предельно допустимые границы наделов.

Порядок разработки и принятия правил землепользования и застройки муниципального образования

Разработка правил

Решение о разработке правил землепользования и застройки муниципального образования должно быть принято главой администрации муниципального образования. При этом устанавливается график поэтапного территориального зонирования всех территорий субъекта. Одновременно с этим глава утверждает состав комиссии и положение о ее деятельности. Данная комиссия будет заниматься вопросом разработки правил и контролировать процесс зонирования.

Важно! Глава администрации в срок не позднее 10 дней со дня, когда было принято решение о разработке документа, должен опубликовать в СМИ и сети Интернет сведения об этом.

После того как комиссия разработает проект правил, она представляет его на экспертизу в уполномоченный орган. Проверка осуществляется на соответствие документа техническим регламентам и законодательству. Если проект проходит проверку, то его отправляют главе администрации, если нет — на доработку в комиссию.

Когда глава администрации получит проект правил, он должен в течение 10 дней объявить о проведении публичных слушаний по документу. Этот этап предусмотрен законодателем. Без соблюдения данной процедуры правила застройки не будут иметь юридической силы.

После того как слушания будут завершены, комиссия вносит изменения в документ и отправляет его главе администрации. Тот, в свою очередь, в течение 10 дней передает его в представительный орган региона.

Утверждение правил

Порядок принятия актов представительными органами власти устанавливается субъектом РФ. Общим для всех субъектов является то, что парламентарии могут как принять документ после обсуждения, так и отправить присланный им проект правил на доработку.

В случае принятия в течение установленного местными законами срока правила должны быть опубликованы в СМИ и размещены на сайте муниципального образования. При этом законодатель дает гражданам и организациям право на оспаривание положений документа в судебном порядке. Более того, если положения правил не соответствуют нормативным актам, уполномоченные органы власти вправе оспорить решение об их принятии на федеральном уровне.