Каковы новые правила ведения и предоставления сведений из ЕГРП (2014-2017)?
Правила ведения ЕГРП установлены постановлением Правительства РФ в 1998 году. Однако данный документ действует только до конца 2014 года. С 01.01.2017 ему на смену придет приказ Росреестра с новой редакцией правил для ЕГРП. О том, как получить сведения из ЕГРП сегодня, и каким законодателю видится будущее реестра, вы узнаете из нашей статьи.
Что такое ГКН и ЕГРП?
ГКН — Государственный кадастр недвижимости — это систематизированный ресурс, содержащий информацию обо всех учтенных объектах недвижимости на территории РФ.
ЕГРП — Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним — это информационный ресурс, в котором содержится информация о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, сведения о правообладателях, о наличии обременений и т. д.
Основное назначение ГКН связано с организацией оборота прав, которые закреплены в ЕГРП. Исходя из этого, можно сделать вывод, что данные системы содержат взаимосвязанные сведения, но в то же время ГКН и ЕГРП — самостоятельные ресурсы. Такое положение дел приводит к тому, что встречаются расхождения в сведениях, которые предоставляются гражданам. Более того, ведение этих двух реестров довольно трудоемкое и финансово затратное занятие. Именно поэтому, согласно утвержденной Правительством РФ программе «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014–2019 годы)», в будущем планируется объединение ГКН и ЕГРП в единый ресурс, который будет называться Единый государственный реестр объектов недвижимости (ЕГРОН).
Как получить сведения из ЕГРП, запрос на получение данных?
Сведения из ЕГРП относятся к общедоступным и предоставляются Росреестром при подаче заинтересованным лицом соответствующего запроса. Исключение составляет информация, которая, согласно действующему законодательству, не может быть разглашена.
В случае необходимости получения сведений из ЕГРП заинтересованное лицо представляет следующие документы:
- заявление на получение выписки или иного документа из ЕГРП;
- паспорт;
- квитанцию об оплате госпошлины;
- доверенность на представителя.
Чтобы получить сведения из ЕГРП, придется заплатить. Например, стоимость получения выписки для физических лиц — 200 рублей, для юридических — 600 рублей.
Обработка запроса сведений из ЕГРП не может превышать 5 рабочих дней, за исключением случаев, установленных законодательством.
Как ведется ЕГРП в 2017 году?
Правила, по которым осуществляется ведение ЕГРП, регламентируются постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 219.
Согласно данным правилам ЕГРП включает в себя разделы, которые содержат запись о каждом объекте недвижимости.
С 01.01.2017 года постановление Правительства РФ № 219 утрачивает свою силу, и вместо него будут действовать положения, утвержденные приказом Росреестра от 24.07.2014 № П/349 «Об утверждении Правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Одним из нововведений в правила является то, что теперь ЕГРП будет вестись в электронном формате. Но в некоторых случаях отдельные разделы будет разрешено вести на бумажном носителе. До 2017 года все данные с бумажных источников переносятся в электронный вариант; в случае расхождения сведений приоритет будет оставаться за бумажным носителем.
В связи с введением в Гражданский кодекс РФ нового объекта вещных прав — единого недвижимого комплекса (ЕНК) — приказ Росреестра № П/349 закрепляет правила внесения сведений в ЕГРП относительно комплексных инфраструктурных объектов (энергетики, связи и проч.), отнесенных к ЕНК.
Внесение изменений в ЕГРП
Если в базовые информационные ресурсы вносились изменения, связанные со сведениями о правообладателе, которые не влекут перехода, прекращения, обременения права на какой-либо объект недвижимости, такие изменения вносятся в ЕГРП без заявления правообладателя. При этом сотрудники Росреестра должны в течение 5 рабочих дней оповестить правообладателя о внесенных изменениях.
В таких случаях, как:
- смена анкетных данных правообладателя;
- изменение объекта недвижимости в связи, например, с реконструкцией, перепланировкой или иными изменениями назначения объекта;
- смена наименования юридического лица;
- изменение категории земельного участка и т. д.
правообладатель должен представить в Росреестр следующие документы для внесения изменений в ЕГРП:
- заявление установленного образца;
- квитанцию об уплате госпошлины;
- паспорт;
- документы, которые являются основанием для внесения изменений в ЕГРП.
Размер госпошлины за внесение изменений в ЕГРП составляет 200 рублей для физических лиц, 600 рублей — для юридических. Но! Госпошлина не уплачивается в случае, если изменения вносятся в связи с изданием нормативного правового акта, который входит в систему российского законодательства.
Таким образом, ЕГРП на сегодняшний день является ресурсом, в котором содержится информация о правах на объекты недвижимого имущества. В этот реестр постоянно вносятся изменения, и актуализация информации не заставляет себя ждать. А новые правила, по которым ведется ЕГРП, утверждены приказом Росреестра, направленным на совершенствование ведения ЕГРП, в том числе за счет ведения реестра в электронном виде.