Где находится VIN код автомобиля: информация по ВИН коду?
VIN-код автомобиля — это уникальная для каждой машины комбинация цифр, зная которую, можно получить много полезной информации об автомобиле, его производителе, бывших владельцах и т. д. Разберемся, как найти VIN-код и какую информацию можно из него извлечь.
Где находится VIN-код автомобиля?
VIN (или, как все чаще пишут на русскоязычных сайтах, ВИН) — код из 17 знаков, включающих в себя буквы английского алфавита и арабские цифры. Этот код никогда не повторяется и присваивается производителем каждому выпущенному автомобилю.
Если вы задались вопросом, где находится ВИН-код автомобиля, то первый напрашивающийся ответ — в документах на автомобиль. Согласно действующим в России правилам, этот код всегда указывается в регистрационном свидетельстве или техпаспорте автомобиля.
Помимо данных на бумаге, ВИН-код можно посмотреть и «в металле». Места расположения табличек-шильдиков, где производителем выбивается код, зависят от конкретной модели и страны производства. Самые распространенные варианты:
- на панели в передней части кузова (обычно располагается так, чтобы можно было разглядеть табличку либо через лобовое стекло, либо при поднятой крышке капота);
- на кузовной стойке рядом с сиденьем водителя;
- на торпедо со стороны водителя (в машинах американского производства);
- под обшивкой пола;
- в верхней части арки правого колеса (характерно для большей части автомобилей FIAT);
- на дверных порогах.
На многих машинах код ВИН может дублироваться на наклейке-стикере, расположенной в труднодоступных местах автомобиля. Это делается для того, чтобы спрятать информацию от перебивки возможными автоворами.
Определение по ВИН-коду истории автомобиля
Информация по ВИН-коду включает в себя следующие сведения:
- Страна-производитель. В большинстве случаев первые 3 символа ВИН-кода (так называемый WMI) указывают на страну, где производится автомобиль. Однако есть и исключения: некоторые международные автоконцерны указывают в WMI только код головного предприятия, а не страну сборки конкретного автомобиля.
- В ряде случаев — конкретный завод. Особенно это актуально для стран бывшего СССР, где свои отдельные коды в WMI имели отдельные автопредприятия. Сейчас эта информация не слишком востребована, потому что большая часть этих автомобилей уже ушла с рынка и снята с производства.
- Технические характеристики автомобиля и год его выпуска.
На последнем стоит остановиться особо.
Технические характеристики авто по ВИН-коду
Вторая часть ВИН-кода, VDS, представляет собой комбинацию из 6 символов, описывающую технические характеристики автомобиля.
Каждый производитель использует свою систему кодировки, однако информация имеется в открытом доступе. В итоге информация по ВИН-коду автомобиля может включать в себя:
- тип кузова (седан, хетчбэк и т. п.);
- тип двигателя;
- серия, к которой принадлежит модель и т. д.
Помимо этого в коде содержится информация о годе выпуска (это 10 знак ВИН): год кодируется с помощью последовательности из латинских букв (от A до Y без Q и I) и цифр от 1 до 9. Таким образом, используется 30 знаков. Поскольку у большинства мировых производителей модель больше 30 лет на конвейере не держится, этого вполне достаточно для кодировки. Отсчет удобно начинать с 1980 года — ему соответствует A, и следующая A, следовательно, будет уже в 2010-м.
Однако необходимо помнить, что у многих производителей указывается не год изготовления, а год демонстрации модели на автосалонах (обычно это второе полугодие года, предшествующего производству). Точно по календарю год маркируют только китайские фирмы. Кроме того, некоторые подразделения концернов имеют свою кодировку: к примеру, европейское отделение Ford ставит год не 10, а 11 знаком, а на 12 позиции указывает месяц выпуска.
Контрольное число VIN-кода
Проще всего, расшифровав информацию по VIN-коду, узнатьо том, был ли код перебит. Дело в том, что угонщики обычно подделывают код наобум, ориентируясь на то, чтобы искаженные символы как можно больше походили на оригинальные. Но в результате контрольная цифра кода, занимающая девятую позицию из 17, не соответствует рассчитанной по алгоритму производителя.
Алгоритм довольно сложен, хотя в Интернете есть немало сервисов, предлагающих рассчитать контрольное число автоматически. В итоге должно получиться либо число от 1 до 9, либо X (в данном случае это не «икс», а римская цифра 10).
Однако у использования для проверки контрольной девятой цифры есть свои недостатки:
- полноценно она используется лишь в автомобилях, произведенных американскими компаниями или предназначенными для рынка США или Канады; в Европе большинство компаний ставит Z, в Японии — 0;
- если автомобиль был изготовлен по методу «отверточной сборки», то даже для американских машин контрольное число не соблюдается.